Общественно-деловая
прогнозно-аналитическая
газета
Видение 2020
Какая политическая и социально-экономическая система сложилась сегодня в России?

феодально-вассальная

социально-демократическая

криминально-олигархическая

кланово-капиталистическая

диктаторско-монархическая

советско-социалистическая

оккупационно-паразитическая

Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года

Покорение белой расы

Славянское царство

Пьёшь и куришь - писаешь мозгами

Фото архив






Идея сочленения

Инициатива № 265

«Создать на сочлененном трехсекционном колесном шасси новую пушку калибра 160 мм для стреловидных управляемых боеприпасов»

 01/06/2018 

Статья полковника-фантаста http://mikle1.livejournal.com/6877002.html#t135443018

заставила меня написать о сочлененных танках и прочей подобной технике. Просто автор идеи "ЧПОК" (танко-пехотного огневого комплекса) упомянул о необходимости выноса движка и топлива за пределы корпуса, чтобы - не падайте с кресел - освободить место под генератор электромагнитной пушки. Полковнику почему-то не пришло в голову, что проще и дешевле вынести как раз сам генератор, соединив его кабелем, а не сложнейшей системой передачи движения на гусеницы. Ну да бог с ним, может он получил гонорар и уже пишет о глубоководных гиперзвуковых перехватчиках.

Идея сочлененных (двух- и более звенных машин) родилась из желания повысить за счет гибкости их проходимость. Забегая вперед скажу, что успешно и "на поток" идея была реализована разве что в США, СССР- России и Швеции, оставаясь в остальном мире разве что малосерийными опытными машинами. Впрочем, я мог что-то и пропустить. Правда, в США М561 давно уже списан, выработав ресурс - от них начали избавляться в конце 70-х.

В Бронетанковой академии им. Малиновского велись работы по обоснованию сочлененной боевой гусеничной машины. Но далее составления научного отчета дело не пошло.

https://mikle1.livejournal.com/6880398.html

Великобритания. В эксплуатации — с 1870 года. На фотографии — орудие в форте на Бермудских островах. Калибр 160 мм .

http://1q5.ru/pic/5578-statsionarnaya-beregovaya-artilleriya.html

Самый необычный боеприпас для миномета придумали, оказывается, финны. Разработав в конце 50-х очень неплохой 160-мм миномет 160 Krh/58C они не смогли принять его на вооружение по условиях договоренностей с СССР, но чтобы не пропадала хорошая вещь - предложили его израильтянам. Те не отказались, и вскоре родился хорошо нам известный Soltam M-66. Но речь не об этом, речь о снаряде Model 1/53 high explosive fin-stabilised discarding sabot (HEFSDS). Вот это он на фотографии, в руках у финского минометчика.

Своим появлением снаряд обязан желанием конструкторов увеличить дальность стрельбы миномета без увеличения давления в стволе и без увеличения изрядной отдачи. Легкая подкалиберная стрела большого удлинения показалась им хорошим решением, и они попробовали. Получился у них довольно сложный боеприпас, длиной 1690 мм, состоявший из длинной оперенной стрелы и отделяемого ....кхм. поддона. Почему я затрудняюсь с названием? Потому что этот поддон был довольно хитрой алюминиевой конструкцией катушечной формы. С одной стороны него вставлялась стрела - а с другой он заканчивался перфорированным трубой с минометным хвостом.

Снаряжалось все это обычным минометным образом, после чего выстреливалось из миномета. После выхода из ствола стрела отделялась от тормозившегося воздухом поддона и улетала. Улетала прилично - если штатным боеприпасом миномет стреляет на 9,6 км, то экспериментальной стрелой получалось стрелять на все 16. И все бы ничего, но была одна тонкость: стандартный боеприпас нес 5,4 кг ВВ, а в стрелу, калибром всего 80-мм помещалось всего 1,542 кг (меньше, чем даже в 120-мм мину, в ней 2-2,5 кг).

https://strangernn.livejournal.com/1653935.html

Согласно опубликованным данным, увеличение удлинения полётной части до значения 30 позволило повысить относительную толщину пробиваемой катаной гомогенной брони стандарта RHA (отношение толщины брони к калибру пушки, b/dп) до значений: 5,0 в калибре 105 мм, и 6,8 в калибре 120 мм.

В 1944 году для пушки калибром 210 мм железнодорожной сверхдальнобойной установки К12(Е) немецкие конструкторы создали калиберный снаряд с раскрывающимся оперением. Длина снаряда составляла 1500 мм, масса 140 кг. При начальной скорости 1850 м/c снаряд должен был иметь дальность полета 250 км. Для стрельбы оперёнными снарядами был создан гладкий артиллерийский ствол длиной 31 м. Снаряд и пушка не вышли из стадии испытаний.

Самым известным проектом, использовавшим сверхдальнобойный подкалиберный оперённый снаряд, был проект главного инженера фирмы «Рехлинг» Кондерса. Орудие Кондерса имело несколько названий — Фау-3, «HDP-Насос высокого давления», «Многоножка», «Трудолюбивая Лизхен», «Приятель». Многокамерное орудие калибра 150 мм использовало стреловидный оперённый подкалиберный снаряд массой в разных вариантах от 80 кг до 127 кг, при заряде взрывчатого вещества от 5 кг до 25 кг. Калибр тела снаряда колебался от 90 мм до 110 мм. Разные варианты снарядов содержали от 4 откидных до 6 постоянных перьев стабилизаторов. Удлинение некоторых моделей снарядов достигало 36. Укороченная модификация пушки LRK 15F58 стреляла стреловидным снарядом 15-cm-Sprgr. 4481, спроектированным в Пенемюнде, и участвовала в боевых действиях, ведя огонь по Люксембургу, Антверпену и 3-й армии США. В конце войны одно орудие было захвачено американцами и вывезено в США.

http://wikiredia.ru/wiki/Стреловидные_оперенные_снаряды

В середине 90-х были проведены исследования по возможности установки буксируемой пушки Bofors FH77 B05 52 на колесную самоходную гаубицу. Система получила обозначение Archer. С целью получения максимальной проходимости по заснеженным землям Северной Европы была выбрана модифицированная сочлененная машина Volvo A30E 6×6.

Основные особенности системы следующие: полная автоматизация (Archer обслуживает расчет из трех человек изнутри защищенной кабины), режим MRSI до шести выстрелов, время занятия позиции с ходу и открытие огня менее 30 секунд и защита от баллистических и минных угроз. Гаубица может перебрасываться самолетом A400M. Ее дальнобойность составляет 40 км обычными боеприпасами и 50 км управляемыми снарядами типа Excalibur. В рамках этой программы в 2007 году Норвегия присоединилась к Швеции, система получила официальное обозначение FH 77 BW L52.

Первые 24 системы Archer, заказанные в 2010 году, были поставлены шведскому Управлению оборонного имущества в сентябре 2013 года, но спустя три месяца Норвегия, подписавшая контракт также на 24 системы, решила покинуть программу. Ее решение основывалось на неназванных причинах, не позволивших добиться соответствия системы норвежским требованиям. Это привело к подписанию исправленного контракта между Управлением и компанией BAE Systems Bofors по графику поставок только для Швеции. Поставка последней партии запланирована на начало 2016 года. На сегодняшний день нет никаких подробностей о штрафных санкциях. Гаубица Archer также является возможным кандидатом на датскую программу по замене M109.

Имея на борту кольцевой лазерный гироскоп с GPS, автоматическую систему наводки орудия, систему управления и командования AS4000, гаубица может отстрелять первый снаряд через 60 секунд после остановки и сняться с позиции всего через 30 секунд. Компания Rheinmetall заявляет о круговом вероятном отклонении 0,6% от дальности при стрельбе по низкой траектории. Башня была разработана в надежде на индийский контракт по артиллерийским системам и с этой целью была установлена на южноафриканское шасси G6, дав рождение системе RGW52 (Rheinmetall Wheeled Gun), но, как и другие компании, Rheinmetall попала в индийский черный список. В настоящее время программа остановлена, но в компании Rheinmetall готовы еще раз начать, если заказчик проявит интерес к системе. Поскольку башня автономная, то она может устанавливаться на колесные и гусеничные шасси.

http://army-news.ru/2015/09/obzor-artillerii-ad-na-kolesax/

В рамках многонациональных операций делается повышенный акцент на развертывании миссий за рубежом. Постепенная стандартизация вооружения на основе единого калибра (155 мм) плюс несколько 105-мм моделей для специальных применений и остатки 152-мм систем в бывших странах Варшавского договора и российских/советских клиентов. Появление новых стандартов (в частности артиллерия 155 мм/52 калибр) и новые концепции (устанавливаемые на грузовые шасси самоходные гаубицы). Внедрение новых типов «интеллектуальных» боеприпасов дальнего действия наряду с высокоэффективными системами командования и управления. Все эти факторы говорят о широкомасштабном процессе модернизации ствольной артиллерии, включая материальные и оперативные доктрины. Этот процесс уже идет, планируется его ускорить в последующие годы за счет последовательного выполнения ряда важных программ.

Впрочем, интересно отметить, что этот процесс сокращения не был симметричным. Буксируемые средства приняли полный удар на себя, их количество сократилось с 95000 единиц со времен падения Берлинской стены до менее 67000 штук на сегодняшний день, тогда как количество самоходных систем фактически увеличилось на 8% (с 27000 до более чем 29000 штук).

В тоже время колесные СГ находятся в самом сердце обещанной (но еще в основном не начавшейся) революции. Эти системы с одной стороны предлагаются в качестве выигрышной замены буксируемым системам (кроме нескольких особых случаев, когда сверхлегкие гаубицы необходимы), а с другой стороны они постепенно «отъедают» рыночную долю своих гусеничных аналогов, используя с выгодой свою лучшую стратегическую мобильность и, таким образом, пригодность для развертывания за рубежом.

Хотя подавляющее большая часть артиллерийских систем в нынешних материальных запасах до сих пор гусеничная, менее чем за 10 лет количество 155-мм колесных систем фактически увеличилось вчетверо. Подтверждением такой ярко выраженной мировой тенденции является то, что на колесную артиллерию приходит всё больше заказов при одновременном сокращении заказов на тяжелые буксируемые системы. Доля последних, по всей видимости, все больше и больше сокращается на мировом рынке, особенно если они не имеют ВСУ (вспомогательная силовая установка), которая позволяла бы выполнять, по крайней мере, короткие автономные передвижения.

Вторая важная мировая тенденция – это вышеупомянутое постепенное ограничение на рынке набора стандартных калибров. Хотя устаревшие калибры (75 мм, 76 мм, 85 мм, 88 мм) по-прежнему имеют некую долю в мировых запасах, остается некоторое количество 170-мм и 240-мм стволов, современный парк в основном базируется на шести разных калибрах для буксируемой артиллерии и семи калибрах для самоходных гаубиц. Кроме того, даже внутри каждого калибра существуют несколько различных стандартов касательно объема каморы и длины ствола, что ведет к многочисленным конфигурациям и моделям (не менее 36 для 155-мм артиллерии!).

Это довольно хаотичное многообразие постепенно меняется, по крайней мере, во всем мире новые заказы включают два или три (максимум четыре) основных калибра. В частности, стандарт НАТО 155 мм/52 кал быстро становится предпочтительным стандартом артиллерии. Кстати даже китайские и российские производители в настоящее время предлагают артиллерийские орудия, соответствующие этому стандарту.

Системы, находящиеся на вооружении, поделены между 152-мм (4 страны) и 155-мм (9 стран) моделями, хотя также существуют промышленные предложения для колесных самоходных систем калибра 105 мм или 122 мм. До сих пор было десятью странами заказано всего около 1000 систем и потенциальный рынок колесных систем может оцениваться еще в 1000 штук в течение следующих 10 лет.

То, что однажды было очень энергичным технологическим и коммерческим соревнованием между российским калибром 152 мм и западным 155 мм с тех пор сделало заметный поворот в пользу последнего, особенно с появлением стандарта НАТО 155 мм/52 калибр, имеющего баллистические характеристики, с которыми российская система не может сравниться.

Около 40 стран по всему миру уже заказали или сформулировали требования по современным 155-мм буксируемым или самоходным системам при возрастающем процессе стандартизации 52 калибра. Общее количество систем уже поставленных, существующих достоверных заказов и опционов на мировом рынке составляет примерно 4500 штук при оценке, что, по крайней мере, такое же количество будет добавлено в следующие 10-15 лет.

Китай, несмотря на то, что является лидирующим оператором, производителем и экспортером 152-мм артиллерийских систем, быстро отреагировал на меняющиеся тенденции и компания Norinco в настоящее время предлагает 155-мм модели, как гусеничную PLZ45, так и колесную SH1 системы.

KMW/Rheinmetall PzH 2000 (Германия). Это самая тяжелая (55,3 тонны) и самая дорогая самоходная гаубица доступная в настоящее время, но также конечно самая продвинутая и эффективная касательно автоматической работы, огневого могущества и живучести. До сих пор она была принята Германией (185 систем), Италией (2 x 68 систем изготовленных по лицензии компанией ОТО Melara), Нидерландами (57 систем, впоследствии количество уменьшено до 24) и Грецией (24).

Хотя потенциальный рынок для систем с такими возможностями и стоимостью неизбежно ограничен, PzH 2000 определенно получит заказы в будущем от тех армий, которые хотят (и могут себе позволить) поддержать свои тяжелые бронетанковые подразделения системой 155 мм/52 калибра с наивысшими возможностями.

K9 THUNDER от компании Samsung Techwin (Южная Корея). Она весит 47 тонн в боеготовой конфигурации, гаубица K9 также собирается по лицензии в Турции под обозначением T155 FIRTINA. Эти две страны заказали в совокупности 850 машин, то есть примерно 20% от всей текущего объема заказов СГ, который, скорей всего, в ближайшем будущем вырастет еще за счет дополнительных заказов других экспортных заказчиков.

BONUS от компаний BAE Systems Bofors и Nexter – это «умный» 155-мм снаряд, предназначенный для поражения бронированных машин. В его корпусе установлены два подснаряда с сенсорными взрывателями, он имеет также газогенератор, повышающий дальнобойность до 35 км. Как только подснаряды выпускаются над целевым районом, каждый ищет и идентифицирует в круге диаметром 200 метров цели, обрабатывая изображение, получаемое от ИК-сенсоров работающих на нескольких частотах, и затем сравнивает результаты с данными, полученными от лазерного радара (LADAR). Определяется профиль цели и затем он сравнивается с данными, полученными от ИК-сенсоров, тем самым боевые цели могут быть отделены от фальшивых. После обнаружения и идентификации цели внутри зоны она уничтожается боеголовкой типа ударное ядро EFP (Explosively Formed Penetrator)

Список приписываемых буксируемым гаубицам недостатков весьма длинный. Им необходимо слишком много времени для занятия и покидания позиции и, таким образом, они едва ли подходят для тактики «выстрелил и убежал» на которой основываются современные доктрины артиллерии на избежании контрбатарейного огня. Они имеют очень плохую тактическую мобильность на пересеченной местности. Значительная общая длина тягач + буксируемая гаубица ухудшает движение на извилистых дорогах или в городских районах. И они не имеют никакой защиты для своего расчета.

https://www.yaplakal.com/forum2/topic874119.html

В последние годы наблюдалась четкая тенденция к созданию и введению в действие колесных артиллерийских самоходных систем.

В сравнении со своими гусеничными аналогами, колесные самоходные системы предлагают ряд значительных оперативных преимуществ. К ним относятся большая стратегическая мобильность, т.к. они быстро перемещаются на длинные дистанции без помощи транспортеров тяжелой техники (HET). Также было заявлено, что у них более низкие эксплуатационные расходы, они более доступны в управлении и техническом обслуживании.

••• Китай разработал ряд колесных артиллерийских самоходных систем, и NORINCO выставляет на рынок как минимум 2 из них – SH 1 и SH 2 - для потенциальных заграничных клиентов.

Наиболее мощная система – SH 1 (6 х 6) имеющая вездеходное шасси, защищенную кабину и артиллерийское орудие 155мм/52 калибра, установленное в корме. Машина управляется командой из 6 человек, имеет боевой вес в 22 тонны и максимальную скорость 90 км/ч.

155мм/52 калибров орудие установлено на поворотной платформе в тыльной части шасси; во время езды ствол закрепляется в передней части системы, а во время огня орудие стреляет с тыльной части. Боекомплект состоит из 36 снарядов и соответствующего числа модулей заряда, максимальная дальность полета снаряда ER FB BB на данный момент составляет 44 км.

В конкурентной борьбе также приняла участие компания АТК, обеспечившая армию США артиллерийскими снарядами, оснащенными системой точного наведения с функциями дистанционного подрыва (PGK), они заменили имеющиеся артиллерийские взрыватели.

Во время испытаний система показала общее вероятное отклонение на 50 м при дальности полета 155-милиметрового снаряда M589A1 в 20,5 км.

Введение PGK будет способствовать значительному сокращению необходимого количества снарядов для нейтрализации цели, что как следствие повлечет за собой общее снижение затрат боеприпасов.

Обычные снаряды баллонного типа на данный момент активно заменяются на модульные MCS или uni-MCS, где 5 модулей используются в системе 155мм/39 калибра и шесть в 155мм/52 калибра.

Многие страны обращают особое внимание на разработки компании ISTAR, способствующие облегчению обнаружения цели артиллерийскими частями. К таким разработкам относятся беспилотные летательные аппараты (UAV), различные виды радаров и других военных датчиков, таких как лазерные дальномеры/указатели и приборы дневного/тепловизионного видения, которые позволяют засекать и обнаруживать цели на дальних расстояниях.

http://3mv.ru/publ/vooruzhenie_drugikh_stran/samokhodnye_artillerijskie_ustanovki_vsego_mira_kolesnye_sistemy/13-1-0-9133

На прошедшей с 9 по 13 мая 2017 года в Стамбуле (Турция) 13-й международной выставке оборонной промышленности International Defence Industry Fair 2017 (IDEF-2017) турецкие оборонные предприятия представили сразу два образца новых 155-мм/52 самоходных гаубиц на колесном шасси.

Система КМО выполнена на основе 155-мм/52 буксируемой гаубицы Panter (представляющую собой производимый турецким государственным объединением МКЕК при участии AFGM модифицированный вариант лицензионной сингапурской гаубицы FH-2000), качающаяся часть которой установлена на шасси грузового автомобиля с колесной формулой 6х6 производства турецкой компании ВМС. Кабина установки оснащена скрытым бронированием. Расчет САУ пять человек, боевая масса - 26 тонн.

Дальность стрельбы стандартными современными 155-мм боеприпасами НАТО достигает 24-30 км, а новым снарядом Mod 274 разработки МКЕК улучшенной аэродинамической формы с донным газогенератором - более 40 км.

Заявляется, что время развертывания КМО до открытия огня составляет 1 минуту, а время свертывания - 2 минуты.

В свою очередь, само объединение МКЕК (МКЕ) представило собственный вариант 155-мм/52 САУ под типическим турецким названием Т-155 Yavuz ("Грозный"), разработанный совместно с частной турецкой компанией Yol-Bak и при участии все той же Aselsan. Конструктивно система представляет установку качающейся части все той же гаубицы Panter на модфицированное шасси MAN с колесной формулой 6х6, оснащенное бронекабиной совместной разработки МКЕК и Yol-Bak. Шасси имеет дизельный двигатель мощностью 480 л.с. Система заряжания полуавтоматическая, скорострельность может составлять до 4-6 выстрелов в минуту в режиме огневого налета, и два выстрела в минуту - при ведении длительного огня. Расчет пять человек, на установке перевозятся 18 выстрелов.

По сравнению с КМО, установка Yavuz имеет меньший вес (полный 20 тонн), меньшие размеры и несколько более высокую скорость по шоссе (заявлены 90 км/ч). Остальные характеристики и особенно близки к КМО или одинаковы.

http://yablor.ru/blogs/novie-tureckie-155-mm-samohodnie-ga/6145269

"Porcupine" ("Дикообраз")-это новая 155-мм перспективная колёсная самоходная артиллерийская установка, разрабатываемая фирмами Iveco и OTO-Melara. Машина также известна под обозначением Centauro 155/39 LW. Проект финансируется итальянским министерством обороны. Гаубица предназначена для вооружения артиллерийских бригад и будет взаимодействовать с истребителями танков Centauro и БМП Freccia. Установка базируется на колёсном шасси формулы 8х8. В настоящее время в итальянской армии состоит на вооружении производимая по лицензии немецкая САУ PzH 2000. "Porcupine" по всей видимости дополнит её …

Максимальная скорострельность 8 выстрелов в минуту. Находящийся в башне боекомплект составляет 15 снарядов. Орудие может использовать все 155-мм боеприпасы стандартизированные НАТО. В нём также могут применяться новые дальнобойные снаряды разрабатываемые в настоящее время компанией OTO-Melara как в управляемом,так и в неуправляемом варианте,имеющие максимальную дальность стрельбы 60 км. Первый выстрел может быть произведён через три минуту после остановки. Башня поворачивается в каждую сторону в диапазоне 15 градусов.

Из-за ограниченного боезапаса "Porcupine" будет использоваться во взаимодействии с транспортно-заряжающей машиной. Автоматическое пополнение боезапаса длится около 10 минут. Экипаж состоит из двух человек (водитель и командир), которые располагаются в передней части корпуса. В качестве силовой установки используется дизель с турбонаддувом Iveco MTCA мощностью 520 л.с. Первая, вторая и четвёртая ось имеют рулевой привод. САУ оснащена агрегатом централизованного наддува шин.

https://raigap.livejournal.com/223731.html

Начало Второй мировой войны положило конец конкуренции между гусеничными и колёсными самоходками. Характер ведения боевых действий однозначно требовал присутствия на поле боя САУ, созданных на танковых шасси. Только так обеспечивалось тесное их взаимодействие с танками. Колёсные САУ не имели для этого ни достаточной проходимости, ни броневой защиты требуемого уровня. Самоходки же, созданные на шасси полугусеничных бронетранспортёров, можно рассматривать лишь как вспомогательную систему вооружения с ограниченными возможностями. Действовали они в основном в боевых порядках мотопехотных подразделений, оснащённых полугусеничными бронетранспортёрами. К концу войны концепия самоходно-артиллерийской установки на танковом шасси победила окончательно. Но, как вскоре выяснилось, не надолго.

Необходимость сопровождения танков в бою самоходками отпала, а в результате снизились и требования к уровню бронезащиты последних. К началу 1970-х годов в разных странах на вооружение стали поступать легкобронированные самоходки, созданные либо на шасси гусеничных бронетранспортёров, либо на специальных шасси. Причём речь шла только о самоходных гаубицах калибра от 105 до 203 мм. С уменьшением боевой массы этих САУ вновь возник соблазн использования колёсных шасси, тем более, что к тому времени уже имелось много образцов автомобильной техники, по проходимости не уступавших гусеничным машинам. Пионером же в создании колёсных САУ нового поколения стала Чехословакия.

В качестве базы для размещения вооружения в этой САУ использовано полноприводное шасси Tatra 815, серьёзно модернизированное для этой цели. Шасси имеет колёсную формулу 8x8, с двумя передними управляемыми парами колёс. Подвеска — независимая пружинная. Колёса оснащены системой регулирования давления воздуха в шинах. В передней части шасси находится низкопрофильная бронированная кабина. В ней расположены рабочие места водителя и командира. В кормовой части шасси размещён 12-цилиндровый V-образный многотопливный дизель Tatra 2-930-34 мощностью 345 л.с.

Вооружение — 152-мм пушка-гаубица — установлено во вращающейся башне состоящей из двух бронированных полубашен, герметичных и изолированных друг от друга. В левой находятся рабочие места наводчика и заряжающего, расположенные тандемом, за ними — механизированная укладка зарядов.

Лафет пушки-гаубицы смонтирован открыто между полубашнями. Над стволом орудия размещён механизм досылания.

Подобная установка пушки-гаубицы исключает воздействие пороховых газов на расчёт при ведении интенсивной стрельбы. А именно такая стрельба обеспечивается в автоматическом режиме, когда снаряды и заряды с помощью специальных механизмов подаются на линию досылания. Стреляные гильзы удаляются специальным транспортёром. В автоматическом режиме «Дана» способна произвести 30 выстрелов за 7 минут, а в течение часа — 90 выстрелов.

Весьма серьёзным недостатком «Даны» считалось и отсутствие возможности заряжания с грунта. В общем, было очевидно, что принимать на вооружение ещё одну артиллерийскую систему, не имевшую очевидных преимуществ перед отечественной, не имеет смысла. Такое мнение в итоге и утвердилось в Главном ракетно-артиллерийском управлении и 3-м ЦНИИ МО СССР — организациях, которым было поручено проработать вопрос целесообразности закупок «Даны». Тем не менее в 1979 году на Ржевском артиллерийском полигоне испытали два образца «Даны», которые, как и ожидалось, показали отсутствие преимуществ перед отечественным аналогом. В 1983 году в Генеральный штаб было направлено письмо из ГРАУ МО СССР о нецелесообразности поставок в Советский Союз САУ «Дана». Однако в том же году командование всётаки решило принять некоторое количество чехословацких самоходок в опытную войсковую эксплуатацию в СССР. Для этого в ЧССР закупили шесть (по другим данным, 18 — один дивизион) самоходных орудий. Они эксплуатировались в СССР около года, после чего были возвращены в Чехословакию. В 1985 году министру обороны СССР С.Л. Соколову был направлен доклад по результатам опытной эксплуатации «Даны». Несмотря на возражения и сомнения большинства наших артиллеристов, Совмин СССР издал 25 октября 1986 года распоряжение «О закупке в ЧССР в 1987 — 1989 годах 152-мм самоходных пушек-гаубиц «Дана».

В начале 1990-х годов словацкие конструкторы, стремясь расширить рынок сбыта своей машины, разработали ещё один модернизированный вариант. САУ «Зузана» отличается от «Даны» главным образом орудием. Она вооружена 155-мм пушкой-гаубицей с длиной ствола 45 калибров. Для стрельбы могут использоваться все стандартные боеприпасы НАТО. Боекомплект сократился до 40 выстрелов, а экипаж — до 4 человек. Усовершенствована система управления огнём. Зенитный пулемёт ДШКМ заменили современным НСВ-12,7. На лобовых листах башни установили блоки дымовых гранатомётов. На некоторых демонстрационных образцах смонтировали и ИК-осветитель «Луна-4», что говорит о наличии на машине ночного прицела для стрельбы прямой наводкой.

Другой образец самоходно-артиллерийской установки на колёсном шасси был создан почти в то же время, что и «Дана», но далеко от Чехословакии — в ЮАР Разработка САУ, получившей обозначение G6 Rhino («Носорог»), началась в конце 1970-х годов в государственной корпорации APMSKOR, а первый опытный образец появился в 1981 году. Выбор колёсного шасси был обусловлен прежде всего особенностями рельефа местности данного региона, а также необходимостью иметь большой запас хода самоходной боевой техники, применяемой сухопутными войсками.

Несмотря на значительную боевую массу в 36,5 т, самоходная гаубица G6 обладает хорошей подвижностью. Максимальная скорость движения по шоссе — 90 км/ч, а на пересечённой местности 35 — 40 км/ч. Запас хода 600 км.

Основное вооружение САУ — 155-мм гаубица с длиной ствола 45 калибров. Углы наведения орудия по вертикали от -5 до +75°, а по горизонтали 80°. Приводы наведения — электрогидравлические. Для облегчения заряжания с левой стороны затвора размещён досылатель снарядов. Пороховые заряды в сгораемой гильзе помещаются в зарядную камору вручную. Хорошо тренированный расчёт обеспечивает скорострельность 4 выстр./ мин в течение 15 мин.

Одним из типичных образцов новых САУ является система ATMOS (Autonomous Truck-Mounted System), созданная израильской фирмой Soltam на шасси чехословацкого грузовика Tatra 815 (вариант 6x6). В кормовой части шасси смонтированы качающаяся часть и верхний станок 155-мм гаубицы с длиной ствола 52 калибра. Эта САУ была создана в 2001 году практически по заказу индийской армии, которая проявляет к таким системам повышенный интерес.

А во Франции восемь артбатарей сухопутных войск перевооружены самоходками Caesar фирмы GIAT Industries. 155-мм гаубица установлена в кормовой части шасси полноприводного грузовика Renault 6x6. Машина оснащена легкобронированной кабиной, приборами управления огнём, а также ящиками для размещения снарядов и зарядов. Впрочем, на самой машине их перевозится немного. САУ Caesar может транспортироваться самолётами С-130. Установка приводится в состояние готовности к открытию огня в течение 2 минут.

http://techno-story.ru/articles/guns/453-samokhodki-na-koljosakh

Главная особенность GCT — механизм заряжания для всего боекомплекта из 42 выстрелов, размещенного в обоймах в корме башни. Тип боеприпасов зависит от тактической задачи, может быть 36 фугасных (6 обойм по 6) и 6 дымовых (одна обойма) выстрелов. Для загрузки боекомплекта есть две большие двери в кормовом листе башни. Экипаж из 4 человек может загрузить боекомплект за 15 минут, причем загрузка может продолжаться даже во время стрельбы из орудия. Механизм заряжания позволяет GCT делать до 8 выстр./мин наводчик может выбирать либо одиночный режим стрельбы, либо серией по 6 снарядов, последняя занимает 45 с При ручном заряжании орудия темп стрельбы составляет 2—3 выстр./мин.

http://voenteh.com/boevye-mashiny/samohodnye-pushki-i-gaubicy/155-mm-samohodnaya-pushka-gct.html

Многие из недавно разработанных колесных САУ используют в качестве шасси грузовых машин 6x6 повышенной проходимости, на задней платформе которого установлена, как правило, буксируемая артиллерийская система. Как следствие, расчет должен покинуть кабину для того, чтобы навести и зарядить пушку и открыть из нее огонь, что делает его уязвимым перед огнем стрелкового оружия и снарядных осколков. Впрочем, поскольку большая часть современных боеприпасов позволяет развертывать эти артиллерийские системы глубоко в тылу, возможно, это уже не относится к основным недостаткам.

Некоторые из колесных САУ имеют полностью защищенную кабину, тогда как другие спроектированы так чтобы принять дополнительный комплект защиты, который может быть установлен непосредственно перед развертыванием. Это особо важно при участии в операциях противоповстанческого типа, когда угроза может появиться с любого направления. Такая функциональная гибкость все больше находит одобрение у операторов и экономистов, поэтому колесные САУ в настоящее время заменяют полностью гусеничные САУ и традиционные буксируемые системы.

AGM может использоваться в отдельной конфигурации для защиты передовых оперативных баз, или устанавливаться на прицеп или колесное шасси. Система имеет массу около 12 тонн и может управляться с помощью дистанционного управления прямо из кабины.

Артиллерийское орудие Rheinmetall 155 мм/52 калибра такое же, как и у САУ PzH 2000, которая имеет боевую массу более 53 тонн. В гусеничной машине PzH 2000 размещается в общей сложности 60 155-мм выстрелов и соответствующих зарядов по сравнению с 30 155-мм выстрелами и зарядами орудия AGM.

Компания Samsung Techwin является основным подрядчиком по гусеничной САУ K9 Thunder 155 мм/52 калибра, стоящей на вооружении южнокорейской армии.

Компания также изготовила и испытала технологический демонстрационный образец EVO-105, который состоит из шасси грузовика KM500 6x6 и поворотной платформы с 105-буксируемой гаубицей M101 и обычных гидравлических стабилизаторов по бокам. Орудие стреляет по задней дуге, углы поворота составляют 90° влево и вправо, углы вертикального наведения в диапазоне от -5° до +65°.

Суданская компания Military Industry Corporation разработала артиллерийскую систему Khalifa на грузовом шасси 6x6 с бескапотной компоновкой и защищенной кабиной. На задней платформе установлена российская буксируемая гаубица 122 мм Д-30, которая стреляет по передней дуге; сзади на грунт при помощи гидравлических приводов опускаются два сошника. Системой справляются пять человек, каждая машина перевозит 45 122-мм выстрелов.

https://topwar.ru/63103-appetity-kolesnyh-samohodnyh-artilleriyskih-sistem.html

Главный плюс гладкоствольных танковых орудий калибра 152 мм – уникально высокая мощность. Так, орудие ЛП-83 было примерно в полтора раза мощнее серийного 2А46, что соответствующим образом должно было сказываться на боевой эффективности. Кроме того, появлялась возможность использования существующих 152-мм снарядов различных типов, применяемых артиллерией, что тоже могло в определенной мере улучшить потенциал танка. Увеличенный калибр позволял создавать и новые боеприпасы, в том числе бронебойные подкалиберные снаряды повышенного могущества и управляемые ракеты, как противотанковые, так и зенитные.

Минусы 152-мм танковых пушек так же очевидны, как и плюсы. В первую очередь, это большие габариты в сравнении с существующими 125-мм артиллерийскими системами. Размеры орудия предъявляют специфические требования к конструкции танка. Сравнительно крупные боеприпасы тоже сказываются на конструкции бронемашины или ее отдельных агрегатов. Они требуют либо увеличивать укладки под боекомплект, либо сокращать его, вписывая в имеющиеся объемы. Кроме того, может возникать необходимость в создании нового автомата заряжания, что продемонстрировал проект «Объект 195». Не менее важной проблемой, требующей решения, является чрезвычайно высокий импульс отдачи, для гашения которого необходимы новые противооткатные устройства. Использование агрегатов, без изменений заимствованных у существующих 125-мм орудий, грозит повреждением как противооткатных устройств, так и конструкции самого танка.

Опыт двух отечественных проектов показывает, что современный уровень развития техники позволяет разрабатывать и строить перспективные основные танки с гладкоствольными орудиями калибра 152 мм. Для этого требуются некоторые сравнительно новые технологии, однако какие-либо принципиальные проблемы отсутствуют. Тем не менее, подобные перспективные проекты сталкиваются не только с техническими проблемами. Новые проекты могут быть нецелесообразными с точки зрения экономики и логистики.

Согласно первоначальным подсчетам, конструкция танка, основанная на имеющихся узлах и агрегатах серийной машины Т-80БВ, не позволяла использовать пушки калибра более 140 мм. При дальнейшем увеличении калибра существовал риск деформации и повреждения конструкции машины. Тем не менее, после ряда расчетов и исследований удалось найти возможности для дополнительного увеличения огневой мощи. В результате было определено, что калибр орудия может быть доведен до 152,4 мм. После этого появился новый вопрос: тип ствола. Рассматривалась возможность использования гладкого и нарезного стволов. Изначально ЦНИИ «Буревестник» получил задание на разработку гладкоствольного орудия калибра 152 мм, получившего обозначение ЛП-83. В дальнейшем, после множества споров, было решено испытать и нарезное орудие, однако его разработка так и не началась из-за финансовых проблем, проявившихся в конце восьмидесятых годов. По другим данным, споры о типе орудия закончились ввиду отсутствия сторонников нарезного ствола.

Ввиду большой мощности в конструкции орудия ЛП-83 пришлось использовать некоторые оригинальные идеи и решения. Так, ствол и камора получили хромирование, благодаря чему удалось крешерное давление довести до уровня 7000 км/кв. см и выше. В ранней версии проекта предлагался затвор с вертикальным клином и полуавтоматическим взведением при накате. Кроме того, на казенной части орудия должна была находиться специальная заслонка, перекрывающая канал ствола после экстракции стреляной гильзы во избежание задымления боевого отделения. Некоторые предложения вскоре были отвергнуты, другие были доработаны, а третьи использовались без каких-либо изменений. Так, опытное орудие ЛП-83 получило поршневой затвор вместо клинового, а вместо эжектора на пушке имелась система продувки воздухом.

Так, 152-мм пушка имела примерно в полтора раза больший импульс выстрела, чем существующее оружие. При этом высокоэффективные противооткатные устройства позволяли говорить о возможном использовании нового орудия на серийных танках. Откат пушек ЛП-83 и 2А46 были примерно одинаковым. В результате шасси танка Т-80БВ вело себя стабильно, а его конструкция не испытывала чрезмерных нагрузок.

По имеющимся данным, в ходе испытательных стрельб делались выстрелы по бронетехнике. Так, было сделано несколько выстрелов по списанному танку Т-72. Их результатом стали несколько проломов в башне. Кроме того, в боевом отделении танка-мишени сорвало различные элементы внутреннего оборудования. Стрельба по танку наглядно показала боевые возможности перспективного 152-мм орудия ЛП-83.

Ввиду отсутствия точных официальных данных существуют различные версии относительно конструкции автомата заряжания. По одной версии, боекомплект должен был располагаться в механизированной укладке, помещенной в кормовой нише башни. В таком случае автоматика должна была самостоятельно извлекать боеприпасы из ячеек укладки и отправлять их на линию досылания. Во время всех операций снаряды должны были оставаться за пределами бронекорпуса танка, что могло положительно сказаться на его живучести и сократить риски, связанные с поражением укладок боекомплекта. Кормовую нишу башни можно было выполнить в виде отсоединяемого модуля. Таким образом можно было упростить загрузку боекомплекта: для этого с танка требовалось снимать «отработанный» кормовой модуль башни и устанавливать новый, со снарядами.

По другим данным, автомат заряжания танка «Объект 195», связанный с орудием 2А83, должен был представлять собой дальнейшее развитие идей, заложенных в предыдущих системах этого класса. Используя увеличение свободного места в необитаемом боевом отделении, можно было разместить все 152-мм выстрелы вертикально в механизированной укладке карусельного типа.

Любопытной особенностью предлагаемого автомата заряжания, по некоторым данным, был зазор между нижней частью укладки и днищем корпуса. Благодаря этому, в частности, обеспечивалась возможность работы автоматики даже при некоторых повреждениях корпуса.

Орудие 2А83 должно было оснащаться гладким стволом длиной 55 калибров. Оно могло использоваться в качестве орудия-пусковой установки, пригодного как для стрельбы «традиционными» снарядами, так и для запуска управляемых ракет. В некоторых источниках упоминается, что в боекомплект этой пушки могли входить не только противотанковые, но и зенитные ракеты соответствующих габаритов. Таким образом, танк «Объект 195» мог бы бороться с живой силой, бронетехникой, укреплениями и даже ударными вертолетами противниками. В габаритах имеющегося боевого отделения можно было разместить до 40 выстрелов различного назначения, включая осколочно-фугасные и бронебойные снаряды различных типов, а также противотанковые и зенитные управляемые ракеты.

Опыты с орудием ЛП-83 еще в начале девяностых годов показали, какие преимущества дает увеличение калибра. По имеющимся данным, орудие 2А83, используя больший метательный заряд в сравнении с выстрелами для стандартной 2А46, могло запускать бронебойный подкалиберный снаряд со скоростью до 1980-2000 м/с. Таким образом, достигалось значительное превосходство над существующими танковыми орудиями с любыми типами боеприпасов.

Не менее важной проблемой, требующей решения, является чрезвычайно высокий импульс отдачи, для гашения которого необходимы новые противооткатные устройства. Использование агрегатов, без изменений заимствованных у существующих 125-мм орудий, грозит повреждением как противооткатных устройств, так и конструкции самого танка.

https://topwar.ru/71089-otechestvennye-proekty-tankovyh-pushek-kalibra-152-mm.html

Идея, лежащая в основе применения такого артиллерийского орудия как гаубица - специальное уменьшение заряда и начальной скорости снаряда для того, чтобы добиться навесного огня на сравнительно небольших дистанциях. Навесной огонь необходим для поражения закрытых целей, что было особенно актуально в период Первой мировой войны.

Ведение огня под такими углами возможно и из пушек, но с очень больших дистанций, близких к предельной дальности орудий – и меткость такой стрельбы будет стремиться к нулю.

При одном калибре с пушкой, гаубица имеет перед ней преимущество, заключавшееся прежде всего в том, что у гаубицы меньше давление пороховых газов в канале ствола. У пушек это давление составляло 2,5 – 3 тысячи, а у гаубиц – 1,5 – 2 тысячи атмосфер. Соответственно, можно применить пониженные требования к прочности ствола гаубицы, что, в совокупности с его меньшей длиной приводит к значительному уменьшению веса орудия, а значит увеличению подвижности, удешевлению производства и ускорению процесса изготовления.

Малая величина заряда дает: 1) увеличение живучести орудия и срока его службы; 2) уменьшение расхода пороха и соответственно веса комплекта боеприпасов.

Соответственно, у гаубицы есть резерв для увеличения калибра при сохранении прочих характеристик на допустимом уровне. В период мировой войны калибр гаубицы превышал калибр пушки в одном и том же роде артиллерии (дивизионной, корпусной и пр.) на 50 мм. А это в свою очередь увеличивало вес разрывного заряда и мощность снаряда.

Говоря о весе разрывных зарядов, необходимо отметить еще одно преимущество гаубицы перед пушкой. При больших давлениях пороховых газов в каналах стволов пушек по сравнению с гаубичными давлениями, минимальная толщина стенок пушечного снаряда должна быть (при одинаковой прочности материала) больше чем у гаубичного приблизительно в 2 раза. Соответственно, вместо 20-30% тротила, содержащегося в гаубичных снарядах, пушечные снаряды содержат лишь 10-15% тротила. Например, фугасный снаряд 152-мм пушки системы Шнейдера содержал 5,6 кг тротила, а в снаряде 152-мм гаубицы – 8,7 кг.

Кроме увеличения разрушительного действия снарядов большой калибр гаубиц влиял и на дальность стрельбы. Хотя гаубицы в принципе не претендуют на большие дальности (на то есть пушки), все же увеличение гаубичных дальностей – явление желательное.

https://topwar.ru/107456-gaubicy-maksimalnyh-kalibrov.html

1. Гладкоствольные орудия в сочетании с самонаводящимися снарядами на всех дистанциях стрельбы обладают абсолютной точностью и кучностью. Для нарезных орудий с чисто баллистическими снарядами существует такое неустранимое препятствие как вероятностное рассеивание под действием температурных искривлений ствола, ветрового воздействия на траектории и т.п.

2. Предлагается использовать только казнозарядное гладкоствольное оружие с выстрелами унитарного или раздельного заряжания, с применением автоматов заряжания, компьютеризированных систем наведения по лазерному лучу и т.д.

Гладкий ствол дает возможность наиболее эффективно применять активно-реактивные снаряды - отсутствие вращения не разрушает твердотопливный заряд и обеспечивает наиболее оптимальный режим работы реактивного двигателя. Это позволит до трех раз уменьшить калибр (длину) ствола орудия и силу отдачи, что в сочетании с отсутствием нарезки обеспечит многократное сокращение стоимости изготовления орудия ("водопроводной трубы" по выражению Палестинского казака).

3. По моему мнению, в ближайшей перспективе за нарезным оружием сохранится ниша только малокалиберных автоматических систем, стреляющих преимущественно очередями - пистолеты-пулеметы, автоматы, пулеметы,

авиационные и зенитные пушки. Плюс армейские самозарядные снайперские винтовки пониженой точности типа СВД с расстоянием прицельной стрельбы до 500 метров, предназначенные для применения на поле боя и унифицированые по боеприпасам с автоматами и пулеметами.

Картечный выстрел, в том числе и со стреловидными поражающими элементами (СПЭ), необходимо срочно вводить в боекомплект наших танков. Распространенное мнение о якобы существующем запрете на применение СПЭ неверно. Мировое общественное мнение негативно относится к ним, но прямого запрещения в Женевских конвенциях нет. Хорошо известно, что во время израильской операции «Литой свинец» в Газе (27 декабря 2008 – 18 января 2009 года) израильские танкисты достаточно широко применяли стреловидную картечь. В то же время Миссия ООН по расследованию военных преступлений во время этого конфликта под руководством Голдстоуна в своем докладе из нарушений, связанных с применением оружия, отметила только использование разрешенного оружия с наличием белого фосфора в густонаселенной местности.

Вопрос о стреловидной картечи нужно рассматривать в более широком аспекте соблюдения международных норм с одновременным обеспечением национальных интересов РФ. Определенную подвижку в этот вопрос внес отказ РФ (совместно с США, Китаем, Индией, Пакистаном и Израилем) от подписи Международной конвенции о запрете кассетного оружия.

Большое внимание уделяется кинетическим пучковым снарядам. Этот снаряд близок к шрапнели, но в отличие от нее не содержит порохового вышибного заряда, а имеет только малый заряд ВВ для вскрытия корпуса и расширения осевого потока (пучка) готовых поражающих элементов (патенты № 2413922, 2413924 РФ). Танковые снаряды этого типа на вооружение пока не поступили, но малокалиберные снаряды уже находятся в массовом производстве. Среди них наиболее известны 35-мм снаряд AHEAD швейцарской фирмы «Эрликон» и 30-мм снаряд HETF к пушке MK30/2 новой германской боевой машины пехоты «Пума». Снаряд AHEAD имеет массу 750 г, начальную скорость 1050 м/с и содержит 152 ГПЭ из вольфрамового сплава массой 3,3 г (суммарная масса ГПЭ 500 г, относительная масса ГПЭ 0,67). Выброс ГПЭ происходит с разрушением снарядного корпуса. Снаряд предназначен для поражения самолетов и управляемых ракет на дальности до 5 км.

В 1973 году в МГТУ им. Н.Э.Баумана были выдвинуты идеи двух новых танковых снарядов – осколочно-пучкового и кассетного с траекторным подрывом субснарядов. Оба снаряда создают удлиненную зону поражения, но обеспечивают ее создание разными способами. В дальнейшем выдвигался еще ряд идей, но именно прогноз 1973 года оказался наиболее верным. Идеи обоих снарядов были воплощены в реальные образцы, правда, не у нас, а за границей.

Вопрос о выборе принципиальной схемы будущего танкового снаряда самообороны – осколочно-пучкового или кассетного с траекторным разрывом субснарядов – на сегодняшний день остается открытым. Проведенный анализ пока не выявил заметного преимущества одной из схем, необходимо проведение обширных экспериментальных исследований. Однако МО практически прекратило финансирование этих работ.

http://www.dogswar.ru/forum/viewtopic.php?f=7&t=770